Бельское речное пароходство

17 июля 2018    Редакция RB7    3752
На Южном Урале достаточно долго судоходство означало небольшие суденышки да скромные ладьи мелких торговцев, которые иногда появлялись в этих краях.

Уфа разрослась на трех реках Белой(Агидель), Уфы (Караидель) и Демы (Дим). И речная навигация и ее значение для истории и развития города для уфимцев не пустой звук. Достаточно долго именно реки были самым быстрым и надежным способом связи с центральной территорией России.

С экономической точки зрения развить в полной мере речное судоходство в нашем регионе позволил указ 1843 года, разрешающий учреждать речные судоходные компании любому человеку, имеющему средства, возможности и желание. В 1857 году река Белая (Агидель) исследуется на возможность прохождения судов разной величины по ее руслу. В 1858 году по ней с Волги в город пришли первые суда. Это были пароходы «Грозный» и «Быстрый». Именно их прибытие ознаменовало начало бурного развития речной торговли и иных промыслов:
    •    сплав леса;
 
    •    перевозка хлеба и иных продуктов;
 
    •    переплавлялась знаменитая илецкая соль;
 
    •    в центральную часть России переплавляли скот, кожу, и конечно же сталь, железо и медь.

1878 год ознаменовался утверждением особого свода правил передвижения судов по руслу Белой (Агидели). По всему берегу реки и по ее акватории установили специальные знаки и бакены.

бельское речное пароходство

Вскоре у города появился свой собственный пароход – «Русалка». А к 1913 году по реке Белой регулярно ходило по разным направлениям около 40 буксирных судов и порядка 20 пассажирских и товарных. Владельцами этой речной флотилии были частные лица и компании. Такое бурное развитие деятельности по рекам Южного Урала значительно укрепило и оживило экономическое развитие всего региона.

бельское речное пароходство
Г.В.Огородов «Погрузка баржи на реке Белой»

Революционные события 1917 года внесли свои изменения в положение о речном судоходстве – все предприятия и суда становятся социалистической (народной) собственностью. И начиная с 1918 года можно говорить о зарождении Башкирского речного пароходства, которое за период существования Советской власти несколько раз сменило свое название:
    •    1926 год. Это Уфимская коммерческо-эксплуатационная контора Волжского государственного речного пароходства.
 
    •    1932 год. Контора переименована в Бельское районное правление речного транспорта. Стоит обратить внимание на тот факт, что в это же время мастерские были объединены и преобразованы в Бельский судоремонтный завод.
 
    •    1937 год. Правление переименовали в Бельское речное пароходство. Это красивое, немного романтичное название надолго прижилось и полюбилось горожанам.
 
В годы Великой Отечественной войны Бельское речное пароходство внесло свой достойный вклад в дело Победы. Речники доставляли на фронт провизию, вооружение, переправляли войска и доставляли в тыл раненых. Судоремонтный завод занимался не только ремонтом, но и превратился в судостроительный. Завод самостоятельно стал выпускать буксиры (буксирные пароходы).

Расцвет Бельского пароходства пришелся на 50-80е годы прошлого столетия. Происходит обновление большей части речного транспорта на более современные толкачи и быстрокрылые пассажирские ракеты. Речники пароходства начинают успешное освоение новых маршрутов, вплоть до Ленинграда, Астрахани, а так же выходят в Черное и Азовское моря.

бельское речное пароходство
Г.В.Огородов «На реке Белой»

Большим успехом пользовались туристические круизы по российским рекам. Бельское речное пароходство славилось своим туристическим сервисом. Коллектив становился обладателем многих престижных премий и наград, побеждал в различных конкурсах.

бельское речное пароходство

Но перестройка внесла свои коррективы. Современный речной туризм постепенно теряется на фоне грандиозных международных морских путешествий, дальних перелетов и иных вариантов путешествий. Точно так же сильно постарели суда, перевозившие различные грузы по рекам России.

В последние годы туроператоры России прилагают массу усилий для возрождения популярности речных круизов. Но для того, чтобы избалованные современные туристы согласились на подобные путешествия, необходимы современные и комфортабельные суда и популяризация данного направления в СМИ. Будем надеяться на обновление этого прекрасного вида отдыха. Ведь многие красивые места нашей страны можно оценить только будучи по другую сторону берега.

Источник фото: http://posredi.ru, http://artsalonufa.ru, http://www.cruiseinform.ru, http://photo.qip.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!